Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’27+ 81`42+ 811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-210-224

Взаимодействие форм прецедентности в синестетических полимодальных единицах: мемы в чувствах и чувства в мемах

Авторы: Марченко Т.В.


Получена: 11.01.2023 Принята: 30.01.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: Статья посвящена описанию лингвосемиотической специфики отражения сенсорного опыта и особенностей взаимодействия форм прецедентности в полимодальных единицах (интернет-мемах), предполагающих актуализацию разных кодовых форматов. Исследование нацелено на анализ двух типов синестетических переносов: зрение → запах (ольфакторный) и зрение → слух (аудиальный).
На основе репрезентативной выборки русскоязычных интернет-мемов с ольфакторной и звуковой перцептивной семантикой (450 изображений в формате jpeg) были установлены особенности референции к прецедентным феноменам для обеспечения синестетического переноса (ощущение → ощущение), а также его подвида – синэстемического переноса (ощущение → эмоция). 
Описание полимодальных единиц осуществляется с опорой на семиотический, структурно-семантический и дискурсивный методы анализа и включает комплексную интерпретацию коммуникативного акта с учетом ситуативной и культурологической рефлексии. 
Охарактеризована лингвосемиотическая специфика организации синестетических мемов двух типов: ольфакторной и звуковой перцепции. Для интернет-мемов с ольфакторным значением характерно использование лексем с общей перцептивной и ольфакторной семантикой, междометий и союза «когда» для контекстуализации сообщения. Тематическая категоризация аудиальных мемов определяет использование разговорного стиля, лексем с перцептивной семантикой и графических средств передачи ощущений (шрифт, цвет). Выявлены и проанализированы наиболее частотные типы и виды прецедентных форм, обеспечивающие синестезию перцепций. На примерах продемонстрирована вариативность функциональных смыслов прецедентных изображений.
Установлено, что ольфакторная семантика реализуется на уровне вербального кода посредством описания продуцента запаха или референции к прецедентному феномену, функциональные смыслы которого включают ароматическую композицию, визуальные прецедентные образы актуализируют в ольфакторных мемах синэстемический перенос – ощущение → эмоция. При синестезии аудиальных ощущений выявлено, что вербальный код инициирует фокус на соответствующем ощущении, невербальный представлен изображением типовой ситуации или прецедентного визуального образа. Наличие вербальных и визуальных форм прецедентности в полимодальных единицах с синестетическим / синэстемическим переносом значительно повышает роль пресуппозиции. 

Ключевые слова: полимодальная единица, интернет-мем, синестезия, прецедентный феномен, визуальный прецедентный феномен, лингвосемиотическая организация интернет-мема, массмедийная коммуникация, медиапространство.

Для цитирования: Марченко Т.В. Взаимодействие форм прецедентности в синестетических полимодальных единицах: мемы в чувствах и чувства в мемах. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 210–224. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-210-224.

For citation: Marchenko TV. Interaction of Precedence Forms in Synesthetic Polymodal Units: Memes in Feelings and Feelings in Memes. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 210–224. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-210-224 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Т.В. Марченко
Северо-Кавказский федеральный университет, 355017, Российская Федерация, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1;
ORCID ID: 0000-0002-2779-4010;
Web of Science Researcher ID: R-2091-2016; Scopus Author ID: 55928412400;
e-mail: tatiana-marchenko-25@yandex.ru


Список литературы:
1. Шершенович Я. Синестезия: физиология – эстетика – метафизика. Проблемы синестезии и поэтика авангарда. М., 2020; 1: 9-39. Доступно по: http://sias.ru/upload/iblock/01c/18.10_Sinesteziya_tsv.pdf. Ссылка активна на 20.01.2023.
2. J. Đorđević. Digital media discourse in linguistic research. 2022. http://dx.doi.org/10.46630/dmd.2022.
3. Пастухов А.Г. Новое в способах бытования текста: вариативное и динамическое. Политическая лингвистика. 2021; 2 (86): 204-211. https://doi.org /10.12345/1999-2629_2021_02_20.
4. Тамерьян Т.Ю., Шаипова А.М. Межпрецедентное семиотическое пространство, или Когда гремят пушки, музы не молчат. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; 4: 145-166. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-145-166.
5. Кушнерук С.Л. Стратегическое фреймирование как объект зарубежной коммуникативистики: истоки, проблемы, перспективы. Коммуникативные исследования. 2022; 9 (2): 243-259. https://doi.org /10.24147/2413-6182.2021.9(2).243-259. 
6. Бредихин С.Н., Бургакова Л.Д. Перформативы и прескриптивы как маркеры конвенционально-финального компонента в людическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 3: 12-21. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-12-21.
7. Изгаршева А.В. Интернет-мем как медиатекст : лингвистический аспект. Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. 2020; 5: 86-101. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2020-5-86-101.
8. Никитина О.А. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса. Язык и культура. 2018; 43: 74-87. https://doi.org/10.17223/19996195/43/5.
9. Dancygier B. Internet memes as multimodal constructions. Cognitive Linguistics. 2017; 28 (3): 565-598. https://doi.org/10.1515/cog-2017-0074.
10. Левченко М.Н., Изгаршева А.В. Креолизованный текст в системе «Интернет». Вестник Московского государственного областного университета. 2018; 4: 200-216. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-4-919.
11. Martynyuk A., Meleshchenko O. Socio-pragmatic potential of (verbo)-visual metaphtonymy in Internet memes featuring Donald Trump. Metaphor and the social world. 2021; 1(12): 69-91. https://doi.org/10.1075/msw.20010.mar.
12. Ежов Д.А. Политическая семантика интернет-мема. Власть. 2019; 3 (27): 68-73. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i3.6405.
13. Воробец Т.А., Гердт Е.В., Лобкова Е.В. Специфика взаимодействия изображения и текста в креолизованном меме (на примере мемов по циклу фильмов о Гарри Поттере). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022; 15 (6): 1975-1981. https://doi.org/10.30853/phil20220292.
14. Микитенко Н.Ю., Есенова Т.С., Митриев И.М. Латинские изречения в интернет-мемах. Вестник Калмыцкого университета. 2020; 4 (48): 75-84. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/latinskie-izrecheniya-v-internet-memah. Ссылка активна на 20.01.2023.
15. Марченко Т.В. Прецедентность в дискурсах медиапространства: к проблеме исследования вербальных и невербальных феноменов. Гуманитарные и юридические исследования. 2021; 2: 143-150. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.20.
16. Канашина С.В. Интернет-мем и прецедентный феномен. Вестник ТГПУ. 2018; 4 (193): 122-127. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-4-122-127.
17. Марченко Т.В. Культурный ресайклинг советского в интернет-мемах: лингвосемиотическая интерпретация. Гуманитарные и юридические исследования. 2022; 9(3): 505-518. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.17.
18. Laineste P. Voolaid P.Laughing across borders: Intertextuality of Internet memes. The European Journal of Humour Research. 2017; 4 (4) 26-49. https://doi.org/10.7592/EJHR2016.4.4.laineste.
19. Позднякова Е.М., Блинова О.А. Пандемия Covid-19 в политических карикатурах американской прессы: опыт мультимодального анализа. Научный диалог. 2021; (1): 48-62. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-48-62.
20. Lou A. Multimodal simile: The “when” meme in social media discourse. English Text Construction. 2017; 10 (1) 106-131. https://doi.org/10.1075/etc.10.1.06lou.
21. Мардиева Л.А. Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011; 3 (15) 202-207. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnaya-kulturnaya-pamyat-obschestva-pretsedentnye-vizualnye.... Ссылка активна на 20.01.2023.
22. Филиппова Г.Н. К вопросу о статусе стилистического приема синестезии. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009; 3: 59-62. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-statuse-stilisticheskogo-priema-sinestezii. Ссылка активна на 20.01.2023.
23. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном тексте. М.: Флинта: Наука, 2004: 248. Доступно по: https://pandia.ru/text/77/305/23567.php. Ссылка активна на 20.01.2023.
24. Ullmann S. Language and style. Oxford: Basil Blackwell, 1964: 270. Доступно по: https://archive.org/details/languagestylecol0000ullm/page/n1/mode/2up. Ссылка активна на 20.01.2023.
25. Day S. Synaesthesia and Synaesthetic Metaphors. Psyche: An Interdisciplinary Journal of Research on Consciousness. 1996; 2 (32). Доступно по: http://www.daysyn.com/Day1996.pdf. Ссылка активна на 20.01.2023.
26. Cytowic R.E. Touching Tastes, Seeing Smells - and Shaking up Brain Science. Cerebrum. 2002; 4(3): 7-26. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/285740870_Touching_tastes_seeing_smells_-_And_shaking_up_br.... Ссылка активна на 20.01.2023.
27. Воронин С.В. Основы фоносемантики. М.: ЛЕНАНД, 2006: 248. Доступно по: https://liconism.com/images/documents/54/С.В.Воронин%20Основы%20фоносемантики.pdf. Ссылка активна на 20.01.2023.
28. Макарова О.В. Вкусовая синестетическая метафора в художественном тексте. Вестник Калмыцкого университета. 2021; 2 (50): 29-35. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/vkusovaya-sinesteticheskaya-metafora-v-hudozhestvennom-tekste. Ссылка активна на 20.01.2023.
29. Трофимова Н.А., Мамцева В.В. Любовь и запахи: репрезентация ольфакторности в романтическом дискурсе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018; 18 (816): 403-416. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/lyubov-i-zapahi-reprezentatsiya-olfaktornosti-v-romanticheskom-dis.... Ссылка активна на 20.01.2023.
30. Шаховский В.И. Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011; 62 (8): 115-120. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnost-emotsiy-v-chelovecheskoy-kommunikatsii. Ссылка активна на 20.01.2023.


Количество показов: 233

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх