Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-182-199
Превью как креолизованный текст: особенности русских, британских и американских новостных YouTube-видеороликов
Резюме: В настоящей статье проводится сопоставительное исследование вербальных и невербальных особенностей превью русских, британских и американских новостных и политических видеороликов, а также предлагается анализ типичных средств визуальной метафоризации данного вида креолизованного текста и их потенциального влияния на реципиента. Актуальность исследования новостных видеопревью обусловлена не только событийной опосредованностью, но и неоднородностью его структуры, включающей в себя вербальные и невербальные компоненты. Целью данного исследования было выявить вербальные и невербальные композиционные особенности превью новостных видео в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет, выделить сходства и отличия. Были использованы сопоставительный метод, когнитивно-дискурсивный подход. Материалом послужили превью видеороликов официальных и неофициальных видеоканалов на хостинговом портале YouTube и Yandex Zen за 2020–2022 гг. При этом политические установки 30 рассмотренных каналов в каждом сегменте было посчитано целесообразным не учитывать. Авторы отмечают особенности подачи материала в зависимости от авторства: новостные каналы используют более строгую форму визуальной репрезентации обозреваемой информации. В результате исследования были определены следующие сходства – цветовые решения, трансляция эмоций объектов, жестикуляция и внедрение элементов массовой культуры. К отличительным особенностям авторы относят композиционное построение (оппозиционирование – в русскоязычном и британском сегменте, а также коллажирование – в британском), наличие тенденции к использованию уловок (вербальных и невербальных) при освещении информации (характерно особенно для русскоязычных превью). В заключении авторы отмечают перспективность дальнейших исследований на материале видеопревью.
Ключевые слова: ревью, визуальная метафора, креолизованный текст, новостной дискурс, интернет-дискурс.
Для цитирования: Дымова А.В., Золотайко А.И., Карева В.Ю. Превью как креолизованный текст: особенности русских, британских и американских новостных YouTube-видеороликов. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 182–199. https://doi.org/10.29025/2079- 6021-2023-1-182-199.
For citation:
Dymova AV, Zolotaiko AI, Kareva VYu. Preview as a Creolized Text: Features of Russian, British and American YouTube News Videos. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 182–199. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-182-199 (In Russ./In Engl.).
Язык: русский/английский
Об авторе:
*А.В. Дымова1, А.И. Золотайко2, В.Ю. Карева3, 4
1Уральский федеральный университет, 620002, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
1ORCID ID: 0000-0003-2931-5199;
2Уральский юридический институт МВД России, 620017, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Корепина, 66;
2ORCID ID: 0000-0002-9513-7987;
3Уральский федеральный университет, 620026, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 48;
4Университет Ювяскюля,
40014, Финляндия, Ювяскюля, ул. Seminaarinkatu, 15;
3ORCID ID: 0000-0002-4667-3775;
*e-mail: dym.alyona@yandex.ru
Список литературы:
1. Ворошилова М.Б., Злоказов К.В. Психолингвистические методы исследования креолизованного текста. Политическая наука. 2017; 2: 126-137. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-metody-issledovaniya-kreolizovannogo-teksta. Ссылка активна на 01.11.2022.
2. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2013: 193. Доступно по: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/5956. Ссылка активна на 01.11.2022.
3. Ветрова К.О., Мишланова С.Л. Креолизованный текст как метафора. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022; 1: 8-19. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2022.1.1.
4. Sanz M.J.P. Multimodality and Cognitive Linguistics: Introduction. Multimodality and Cognitive Linguistics. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company; 2015: 1-12. https://doi.org/10.1075/bct.78.
5. Huang F., Zhang X., Zhao Zh., Xu J., Li Zh. Image–text sentiment analysis via deep multimodal attentive fusion. Knowledge-Based Systems. 2019; 167: 26-37. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2019.01.019.
6. Ардашкин И.Б. К вопросу о визуализации знания и информации: роль смарт-технологий. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2018; 4(18): 12-48. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2018-4-12-48.
7. Kumar A., Poonam G. Data visualization in Indian print media: a comparative study of English and Hindi newspapers. Вестник РУДН: Литературоведение. Журналистика. 2020; 3: 554-566. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-554-566.
8. Potapova R.K., Potapov V.V., Dzhunkovskiy A.V. Deep polycode text annotation: to analytical translation method. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021; 11(853): 161-167. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_11_853_161.
9. Куницына О.М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020; 4: 138-149. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-polikodovogo-teksta-v-obuchenii-inostran.... Ссылка активна на 01.11.2022.
10. Титлова А.С., Моисеева А.В. Воздействующий потенциал поликодового масс-медийного текста. Вестник Башкирского университета. 2019; 4: 959-962. https://doi.org/ 10.33184/bulletin-bsu-2019.4.32.
11. Dmitrichenkova S.V., Dolzhich E.A. Visual Components of Scientific-technical Text. Procedia Computer Science. 2017; 103: 584-588. https://doi.org/10.1016/j.procs.2017.01.071.
12. Atri Y.K., Pramanick Sh., Goyal V., Chakraborty T. See, hear, read: Leveraging multimodality with guided attention for abstractive text summarization. Knowledge-Based Systems. 2021; 227. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2021.107152.
13. Битнер И.А., Коршунова А.В., Лузин Б.О. Кликбейтные заголовки в зеркале теории речевых актов. Сибирский филологический форум. 2021; 2 (14): 24-36. https://doi.org/10.25146/2587-7844-2021-14-2-75.
14. Ничипорчик Е.В. Превью как средство привлечения внимания в интернеткоммуникации. Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение. 2021: 476-486. Доступно по: https://elib.gsu.by/handle/123456789/35849. Ссылка активна на 01.11.2022.
15. Пантеева К.В. Интердискурсивность и особенности ее проявления в спортивном дискурсе. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020; 2: 289-298. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-289-298.
16. Gnambs T., Appel M., Oeberst A.T. Red Color and Risk-Taking Behavior in Online Environments. PLoS ONE. 2015; 10. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0134033.
17. Primbs M.A., Rinck M., Holland R., Knol W., Nies A., Bijlstra G. The effect of face masks on the stereotype effect in emotion perception. Journal of Experimental Social Psychology. 2022; 103. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2022.104394.
18. Крылов Ю.В. Креативный потенциал языка мема (на материале изменений мема «Наташ, вставай»). Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2022; 3: 58-70. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48507083. Ссылка активна на 01.11.2022.
19. Sweetser E. Metaphor and metonymy in advertising: Building viewpoint in multimodal multi-space blends. Journal of Pragmatics. 2017; 122: 65-76. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2017.10.012.
20. Mitchell A., Gottfried J., Kiley J., Matsa K.E. Political polarization & media habits. Доступно по: https://www.pewresearch.org/journalism/2014/10/21/political-polarization-media-habits. Ссылка активна на 01.11.2022.
21. Lewinski P. Don’t look blank, happy, or sad: Patterns of facial expressions of speakers in banks’ YouTube videos predict video’s popularity over time. Journal of Neuroscience, Psychology, and Economics. 2015; 8: 241-249. https://doi.org/10.1037/npe0000046.
22. Medvedeva A.R. Postmodern aesthetics of videos on YouTube. Proceedings of the 21st International Congress of Aesthetics. 2019: 968-975. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41239874. Ссылка активна на 01.11.2022.
23. Козлова О.А., Смирнова Е.А. Особенности новостного контента на платформе Youtube. MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность. 2020: 325-329. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44235630. Ссылка активна на 01.11.2022.
24. Ginting-Szczesny B.A. Giving colour to emotions in entrepreneurship. Journal of Business Venturing Insights. 2022; 17. https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2021.e00302.
25. Wu Y., Lu J., Dijk E., Li H., Schnall S. The Color Red Is Implicitly Associated With Social Status in the United Kingdom and China. Front Psychol. 2018; 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01902.
Количество показов: 301
ISBN 2619-029X (Online)