Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81`42 +811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-172-181

Семиотика взаимодействия дискурсов в масс-медиа

Авторы: Шевченко В.Д.



Резюме: Актуальность проведенного исследования обусловлена тем фактом, что в настоящее время на поле медиадискурса при помощи знаков происходит взаимодействие между другими дискурсами, в результате которого достигается многогранная репрезентация определенного события, играющая важную роль в убеждении реципиента. Целью статьи является изучение семиотической основы взаимодействия различных дискурсов в рамках медиадискурса. Исследование проведено на материале медиатекстов – текстов статей, размещенных на сайте газеты The Guardian. В ходе исследования использовались методы дискурс-анализа, семиотического анализа, приемы наблюдения и описания. В результате проведенного исследования было выявлено, что включение в состав медиадискурса знаков других дискурсов с целью репрезентации определенного события приводит к взаимодействию между дискурсами, которое проявляется в формах интердискурсивности и полидискурсивности. Полидискурсивность медиадискурса приводит к многогранному представлению и анализу ситуации, описываемой в медиатексте; комбинирование знаков разных дискурсов в составе медиадискурса приводит к репрезентации в нем комбинированной ситуации. Специфика интердискурсивности заключается в том, что в результате использования в медиадискурсе знаков другого дискурса определенная бытовая ситуация становится частью медиа-ситуации, участник которой – журналист – одновременно выполняет функции участника бытовой ситуации; при этом информационный канал, являющийся частью медиа-
ситуации, используется для передачи специфической информации бытового характера, а не информации о социально-политических, экономических и других событиях. Взаимодействие между дискурсами на поле медиадискурса свидетельствует о взаимопроникновении взаимовлиянии различных сфер жизнедеятельности человека и репрезентации данного процесса в медиадискурсе.

Ключевые слова: медиадискурс, знаки-индексы, полидискурсивность, интердискурсивность, взаимодействие дискурсов, комбинированная ситуация, комбинированный дискурс.

Для цитирования: Шевченко В.Д. Семиотика взаимодействия дискурсов в масс-медиа. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 172–181. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-172-181

For citation: Shevchenko VD. Semiotics of discourses’ interaction in mass media. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 172–181. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-172-181 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

В.Д. Шевченко
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, Самара, Московское шоссе, 34;
ORCID ID: 0000-0001-6357-2477;
Web of Science Researcher ID: I-8620-2018; Scopus Author ID: 57203173126;
e-mail: vds@ssau.ru


Список литературы:
1. Белоглазова Е.В. О вариативности проявления дискурсной гетерогенности. Вестник Томского государственного университета. 2010; 332: 15-19. Доступно по: http://journals.tsu.ru/uploads/import/845/files/332-015.pdf. Ссылка активна на 22.12.2022.
2. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Санкт-Петербург: A-cad; 1994. Доступно по: https://monoskop.org/images/3/39/%D0%A4%D1%83%D0%BA%D0%BE_%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%A.... Ссылка активна на 22.12.2022.
3. Иванцова Е.В. Концепт ХЛЕБ в дискурсе диалектной языковой личности. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018; 56: 47-64. https://doi.org/10.17223/19986645/56/4.
4. Олянич А.В. Гастрономический дискурс. Дискурс Пи. 2015; 2: 157-160. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-diskurs. Ссылка активна на 22.12.2022.
5. Пожидаева Е.В., Карамалак О.А. Хэштеги в социальных сетях: интенции и аффордансы (на примере группы сообщений на английском языке по теме «Food» (пища / еда). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018; 55: 106-118. https://doi.org/10.17223/19986645/55/8.
6. Eddy J. Food for thought? The cultural appropriation of food in contemporary media. SKASE Journal of Literary and Cultural Studies. 2019; 2: 40-50. Доступно по: http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/05.pdf/. Ссылка активна на 22.12.2022.
7. Fischler C. Food, self and identity. Social Science Information. 1988; 27: 275-293. https://doi.org/10.1177/053901888027002005.
8. Matrozi-Marin A. Food and language as means of communication and markers of social and cultural identity. in esse: English Studies in Albania. 2018; 9(1): 120-135. Доступно по: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=871407. Ссылка активна на 22.12.2022.
9. Tomaščíková S. Media narratives: the means of communication and consumption. A Journey through Knowledge: Festschrift in Honour of Hortensia Pârlog. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2012. P. 96-108. Доступно по: https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=QaQwBwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA.... Ссылка активна на 22.12.2022.
10. Tomaščíková S. Food in the media: above and below the sea level of a hypermodern culture. Postmillennial Trends in Anglophone Literatures, Cultures and Media. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019. P. 156-173. Доступно по: https://www.cambridgescholars.com/product/978-1-5275-2709-6. Ссылка активна на 22.12.2022.
11. Shevchenko V.D. Representation of cooking in the British media discourse: cognitive and pragmatic aspects. in esse: English Studies in Albania. 2018; 1: 109-119. Доступно по: http://www.assenglish.org/publications/allissues/2018/Vol.9%20No.1/Shevchenko.pdf. Ссылка активна на 22.12.2022.
12. Guzzo S., Gallo A. “Please accept my apologies”: English, food, and identity in TripAdvisor discourse. International Journal of Language Studies. 2019; 13(4): 141-158. Доступно по: https://drive.google.com/file/d/1u24e3vgLqahOB1_wtPPX19si06WeYzPB/view. Ссылка активна на 22.12.2022.
13. Grochowska R. Food security in political discourse of the Common Agricultural Policy. Acta Sci. Pol. Oeconomia. 2017; 16(1): 25-32. https://doi.org/10.22630/ASPE.2017.16.1.03.
14. Binet L. ‘Touche pas à mon pain au chocolat!’ The theme of food in current French political discourses. Modern & Contemporary France. 2016; 24(3): 239-252. https://doi.org/10.1080/09639489.2015.1127219.
15. Пирс Ч.С. Что такое знак? Вестник Томского государственного университета. 2009; 3(7): 88-95. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-znak/viewer. Ссылка активна на 22.12.2022. 


Количество показов: 209

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх