Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81`22+81`42+811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-115-125

Музыкальное семиотическое пространство в современном художественном тексте (по материалам Национального корпуса русского языка)

Авторы: Крылова М.Н.


Получена: 20.01.2023 Принята: 08.02.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: Исследование посвящено анализу реализации музыкального семиотического пространства в современном художественном тексте и проведено на материале Национального корпуса русского языка, фиксирующего художественные произведения двух последних десятилетий. Задачами исследования стало выявление языковых единиц, которые репрезентируют музыкальное семиотическое пространство в художественном тексте; определение их основных функций; установление символики музыки в современных художественных произведениях. Отмечается, что музыкальное семиотическое пространство тесно связано с культурой общества, является неотъемлемой и важной её частью, основой осмысления происходящего в семиотике музыки. Научная новизна исследования состоит в обращении к единицам музыкального семиотического пространства как компонентам художественного текста, важным для трансляции авторами культурных смыслов, эмоций, эстетики, психологических особенностей героев произведений. Выявлено, что при выполнении единицами музыкального семиотического пространства информационной и эмоциональной функций их семиотическая значимость минимальна, основными же их функциями в семиотическом плане являются эстетическая, экспрессивная (эмоциональная), психологическая, причём изображение музыкального явления обычно сочетается с описанием того сильного впечатления (вплоть до трансформации личности, чувств, поведения), которое оно оказывает на героя книги. Кроме того, отмечается, что компоненты семиотического музыкального пространства актуализируют свою символическую, эстетическую, эмоциональную функции при использовании их в сравнениях и метафорах, в том числе концептуальных. Для авторов современных художественных произведений важно изобразить мир как звучащий, наполненный музыкой, что формирует общее для автора и читателей культурное пространство, указывает на единство их культурных кодов.

Ключевые слова: музыка, семиотическое пространство, знак, художественный текст, метафора, сравнение, концептуальная метафора.

Для цитирования: Крылова М.Н. Музыкальное семиотическое пространство в современном художественном тексте (по материалам Национального корпуса русского языка). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 115–125. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-115-125.

For citation: Krylova MN. Music Semiotic Space in a Modern Literary Text (Based on the Materials of the Russian National Corpus). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 115–125. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-115-125 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

М.Н. Крылова
Азово-Черноморский инженерный институт –
филиал Донского государственного аграрного университета,
347740, Российская Федерация, Ростовская обл., Зерноград, ул. Ленина, 21;
ORCID ID: 0000-0003-0231-4778; Web of Science Researcher ID: Q-3206-2016;
e-mail: krylovamn@


Список литературы:
1. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. ISBN 5-210-01562-9. Доступно по: https://royallib.com/book/lotman_yuriy/semiosfera.html. Ссылка активна на 09.01.2023.
2. Hajdu P., Kroó K. Lotman in the context of semiotic literary criticism: Introduction. Neohelicon. 2022; 49: 579580. https://doi.org/10.1007/s11059-022-00674-6.
3. Torop P. Lotman’s semiotics of literature in terms of “space as language”. Neohelicon. 2022; 49, 581–591. https://doi.org/10.1007/s11059-022-00659-5.
4. Arina Sh. The socio-cultural position of “the old city space” as a semiotic code of intercultural communication. Urbis et Orbis. Microhistory and Semiotics of the City. 2022; 1 (2): 29–42. https://doi.org/10.34680/urbis-2022-1(2)-29-42.
5. Joshi A. Logo dynamics for investment branding: a visual-semiotic analysis of the reframing devices in the Make in India logo. Place Branding and Public Diplomacy. 2018; 14: 163–174. https://doi.org/10.1057/s41254-017-0070-x.
6. Леухин А.Н. Семиотический потенциал туристского пространства: особенности конструирования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018; 18-1: 41–46. Доступно по: https://phpp.sgu.ru/ru/articles/semioticheskiy-potencial-turistskogo-prostranstva-osobennosti-konstr.... Ссылка активна на 04.01.2023.
7. Прилуцкий А.М. Семиотическое пространство конспирологического нарратива и мифа. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016; 17-3: 264–270. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskoe-prostranstvo-konspirologicheskogo-narrativa-i-mifa. Ссылка активна на 04.01.2023.
8. Суминова Т.Н. Авторское кино в контексте современных трансформаций семиотического пространства. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016; 3 (71): 79–83. Доступно по: https://readera.org/avtorskoe-kino-v-kontekste-sovremennyh-transformacij-semioticheskogo-prostranstv.... Ссылка активна на 04.01.2023.
9. Guo J. A multidimensional cross-cultural semiotic model from China to the West. Neohelicon. 2019; 46: 509–516. https://doi.org/10.1007/s11059-019-00500-6.
10. Sadowski J. Amendments of 2020 to the Russian Constitution as an Update to Its Symbolic and Identity Programme. International Journal for the Semiotics of Law – Revue internationale de Sémiotique juridique. 2022; 35: 723–736. https://doi.org/10.1007/s11196-020-09802-w.
11. Ruse J.N., Rhodes P., Tateo L. et al. Remaking time: Cultural semiotic transformations of temporality during the early days of the COVID-19 pandemic and lockdown. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2023; 57: 235–255. https://doi.org/10.1007/s12124-022-09711-6.
12. Тамерьян Т.Ю., Шаипова А.М. Межпрецедентное семиотическое пространство, или Когда гремят пушки, музы не молчат. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; 4: 145–166. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-145-166.
13. Дзуцева Ф.С. Числовой код как средство интегрирования семиосферы. Вестник Владикавказского научного центра. 2017; 17-3: 12–15. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/chislovoy-kod-kak-sredstvo-integrirovaniya-semiosfery. Ссылка активна на 04.01.2023.
14. Wanselin H., Danielsson K., Wikman S. Analysing Multimodal Texts in Science – a Social Semiotic Perspective. Research in Science Education. 2022; 52: 891–907. https://doi.org/10.1007/s11165-021-10027-5.
15. Лаптева М.Л., Кинжигалиева Ж.Э. Символы массовой культуры в лексико-фразеологической репрезентации. Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020; 1 (1): 70-78. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/simvoly-massovoy-kultury-v-leksiko-frazeologicheskoy-reprezentatsi.... Ссылка активна на 11.01.2023.
16. Модестов Ф.А., Куликова Л.В., Попова Я.В. Семиотика немецкой тетралогии Рихарда Вагнера: языковые и музыкальные коды. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022; 15-11: 1619–1636. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0941.
17. Плотникова О.М. Семантика игрового кода культуры и его актуализация в опере «Дон Жуан» В.-А. Моцарта. Художественное образование и наука. 2022; 1-30:70–78. https://doi.org/10.36871/hon.202201008.
18. Карпухина В.Н. Аудиальные коды пространства в текстах М.А. Булгакова. Языки и литература в поликультурном пространстве. 2017; 3: 21–27. https://dx.doi.org/10.18454/RULB.9.10.
19. Качков И.А. Поэтика романа В.Ф. Одоевского «Русские ночи»: интермедиальный аспект. Проблемы исторической поэтики. 2021; 19-4: 305–319. https://dx.doi.org/10.15393/j9.art.2021.10144.
20. Национальный корпус русского языка. Доступно по: https://ruscorpora.ru. Ссылка активна на 06.01.2023.
21. Васильева Г.М., Коннова А.Л. Объём и структура лексико-семантического поля «музыка» в содержании обучения русскому языку как иностранному (по данным идеографических словарей). Проблемы современного педагогического образования. 2019; 63-4: 47–49. Доступно по: https://yaznanie.ru/a/mOsM1WM1. Ссылка активна на 12.01.2023.
22. Зыховская Н.Л., Матвейчук В.В. Концепт «музыка» в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)». Челябинский гуманитарий. 2016; 3 (36); 34–42. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-muzyka-v-romane-ch-aytmatova-kogda-padayut-gory-vechnaya-.... Ссылка активна на 12.01.2023.
23. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. ISBN 5-200-02800-0. Доступно по: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm. Ссылка активна на 14.01.2023.
24. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель: ACT, 2008. ISBN 978-5-17-049014-1. Доступно по: http://rus-yaz.niv.ru/doc/phraseological-literary-dictionary/index.htm. Ссылка активна на 13.01.2023.
25. Камышева О.С. Музыкальные метафоры в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021; 2 (50): 257–261. https://doi.org/10.52772/25420291_2021_2_257.
26. Почуева Н.Н. Особенности когнитивной метафоры как средства формирования значений фразеологических единиц (на материале русского и английского языков). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 9-1 (87): 149–153. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-9-1.33.
27. Эпштейн М.Н. Слава и семиосфера. Фамическая функция знаков. Критика и семиотика. 2012; 17: 95–99. Доступно по: https://studylib.ru/doc/1958388/slava-i-semiosfera.-famicheskaya-funkciya-znakov-m.-e-pshtejn. Ссылка активна на 10.01.2023.


Количество показов: 206

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх