Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69

Метафора как модель выводного знания: композитные метафоры в немецком научном тексте

Авторы: Шнякина Н.Ю.


Получена: 19.01.2023 Принята: 03.02.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: Настоящая статья посвящена описанию метафоры как модели выводного знания. На материале научных и научно-популярных текстов на немецком языке исследуется специфика понимания композитных метафор, описывающих элементы сферы нематериального мира. Предпринимаемое исследование представляется актуальным, поскольку отражает современный лингвистический интерес к процессам порождения и понимания речи. В рамках разработанной Ж. Фоконье и М. Тернером теории четырёхпространственной концептуальной интеграции описывается алгоритм взаимодействия ментальных пространств, обеспечивающих понимание сложных слов. В работе используется метод моделирования, предполагающий поэтапное использование дефиниционного анализа, а также методов генерализации понятий, сравнения и синтеза. Теоретическая значимость статьи определяется её вкладом в решение методологических проблем исследования выводного знания в сфере научной коммуникации; практическую ценность представляют результаты, касающиеся принципов схематизации процесса понимания, которые могут быть использованы в дисциплинах когнитивной направленности. Спецификой понимания сложных слов в научном тексте является совмещение в интегрированном ментальном пространстве (бленде) признаков двух исходных пространств, первое из которых образует основу метафорического переноса и соотносится со знаниями о знакомых человеку материальных объектах, а второе задаёт тематический ракурс осознания этих объектов. Совокупное родовое ментальное пространство представляет собой соединяющее исходные пространства звено, характеризующееся включением знаний о материальном объекте в рамки определённой предметной сферы. Результатом метафорического переосмысления и модификации родового пространства является бленд – новое знание, адаптированное к условиям профессиональной коммуникации. Проведённый анализ языкового материала позволил сделать вывод о том, что понимание композитных метафор является результатом формирования в сознании человека интегративных концептуальных единиц, что позволяет рассматривать метафору как основополагающую для мышления модель выводного знания.

Ключевые слова: метафора, композитная метафора, выводное знание, научный текст, ментальное пространство, интегрированное пространство, бленд.

Для цитирования: Шнякина Н.Ю. Метафора как модель выводного знания: композитные метафоры в немецком научном тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 59–69. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69.

For citation: Shnyakina NYu. Metaphor as a Model of Inferential Knowledge: Composite Metaphors in a German Scientific Text. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 59–69. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Н.Ю. Шнякина
Омский государственный педагогический университет, 644010,
Российская Федерация, Омск, Набережная им. Тухачевского, 14;
ORCID ID: 0000-0001-9366-1761; Web of Science Researcher ID: ID-L5319-2016;
Scopus Author ID: 57195976570;
e-mail: zeral@list.ru


Список литературы:
1. Mikeshina LA. Philosophy of Science. Modern epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Scientific research methodology. Moscow: Flinta; 2005. (In Russ.).
2. Gusev SS. Science and metaphor. Leningrad: LSU; 1984. (In Russ.).
3. Kalinin OI. Contemporary metaphor research: a review of the cognitive-discursive approach. Pyatigorsk state university bulletin. 2020; 3: 51-57. (In Russ.).
4. Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. Moscow: AST; 2020. (In Russ.). 
5. Matasova OV, Merzljakova ES. Metaphor in scientific discourse. Language for professional purposes. 2022; 50-53. (In Russ.).
6. Spitsyna NA, Gundobina AV. Areas of the use of metaphorical names in the scientific and technical field. World of science, culture, education. 2019; 6 (79): 580-582. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10249. (In Russ.). 
7. Kozlova LA, Kremneva AV. Conceptual metaphor in cognitive-semiotic interpretation. Issues of cognitive linguistics. 2021; 1: 47-59. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-1-47-59. (In Russ.).
8. Novitskaya IV. The conceptual metaphor theory and the development of alternative theories within the cognitive approach to metaphor (a review of European and American metaphor studies). Language and Culture. 2019; 46: 76-101. https://doi.org/10.17223/19996195/46/5 (In Russ.).
9. Yakovleva IN. Functions of metaphor in popular science. Language, communication and social environment. 2021; 19: 133-145. (In Russ.).
10. Mishankina NA. Metaphor in science: a paradox or a norm? Tomsk: TSU; 2010. (In Russ.).
11. Ovagimian NA. Some features of metaphor functioning in popular science discourse (based on popular science films in English). Bulletin of the Moscow State Linguistic University. 2020; 7 (836): 144-155. (In Russ.).
12. Pyatunina AA. The cognitive potential of metaphor in scientific discourse. Bulletin of Russian State University for the Humanities. 2021; 3: 120-129. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-3-120-129. (In Russ.).
13. Sinelnikova II, Kushpet SS. Metaphor in a scientific text. Science Almanac. 2021; 3-2(77): 155-159. (In Russ.).
14. Abdulhairova FI. Metaphor In The Scientific Discourse. International Journal of Progressive Sciences and Technologies. 2021; 1(25): 69-73. http://dx.doi.org/10.52155/ijpsat.v25.1.2773. (In Eng.).
15. Alekseev KI. Metaphor in scientific discourse. Psychological studies of discourse. 2002; 41-50. (In Russ.).
16. Lakoff J, Johnson M. Metaphors we live by. Moscow: URSS; 2021. (In Russ.).
17. Clark H, Lucy P. Understanding what is meant from what is said: A study in conversationally conveyed requests. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1975; 1 (14): 56-72. (In Eng.).
18. Black M. Metaphor. Theory of metaphor. General eds. of Arutyunova MD and Zhurinskaya MF. M.: Progress; 1990. (In Russ.).
19. Richards A. The Philosophy of Rhetoric. Theory of metaphor. General eds. of Arutyunova MD and Zhurinskaya MF. M.: Progress; 1990. (In Russ.).
20. Petrov VV. Understanding of metaphors: towards a common model. Metaphor in language and text. General eds. of Telija VN. Moscow: Nauka; 1988. (In Russ.).
21. Fetisov AY. Metaphor in academic discourse - understanding texts and subjectiveness of linguistic analysis. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2014; 4: 41-48. (In Russ.).
22. Ricoeur P. The Metaphorical Process as Cognition, Imagination, and Feeling. Critical Theory Since 1965. Florida: University presses of Florida; 1989. https://doi.org/10.1086/447977 (In Eng.).
23. Johnson Laird F. Procedural semantics and the psychology of meaning. The new in foreign linguistics. 1988; 23: 234-258. (In Russ.).
24. Perevolochanskaya SN. The image of the author in the scientific discourse: metaphorization as a means of forming scientific abstractions. News of the Volgograd State Pedagogical University. 2019; 2 (135): 101-105. (In Russ.).
25. Fauconnier G, Turner M. Conceptual Projection and Middle Spaces. San Diego; 1994. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1290862. Accessed July 11, 2022. (In Engl.).
26. Duden. Available at: https://www.duden.de/ Accessed July 11, 2022. (In Germ.).
27. DWDS – Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.dwds.de/ Accessed July 11, 2022. (In Germ.).
28. Der Maschinenbau. Available at: https://der-maschinenbau.de/ Accessed July 11, 2022. (In Germ.).
29. Technik und Wissen. Available at: https://www.technik-und-wissen.ch/ Accessed July 11, 2022. (In Germ.).


Количество показов: 165

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх