Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42+811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-47-58

Лингвосемиотические характеристики метафоры в профессиональном дискурсе

Авторы: Катермина В.В., Ширяева Т.А.


Получена: 19.01.2023 Принята: 03.02.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: Статья посвящена выявлению и анализу лингвосемиотических характеристик метафоры в профессиональном англоязычном дискурсе. Целью статьи является вскрытие лингвосемиотического потенциала профессиональной метафоры в передаче специфики делового мира и исследовании механизмов воздействия профессиональной метафоры на различные целевые аудитории коммуникантов. Поставленная цель достигается посредством обращения к современным научным как отечественным, так и зарубежным исследованиям метафоры, лингвосемиотики и профессионального дискурса. Актуальность представленного исследования обусловливается необходимостью понимания сущности и основных лингвосемиотических особенностей метафоры, функционирующей в англоязычном профессиональном дискурсе. В качестве эмпирического материала используется банк метафор (1234 единицы), из англоязычного еженедельного журнала деловой направленности “The Economist”. Новизна данного исследования заключается в том, что впервые метафоры, функционирующие в профессиональном дискурсе, описаны в качестве особых знаков семиотического континуума, выявлены и проанализированы 4 семантико-когнитивные группы и 23 подгруппы оснований, на базе которых чаще всего происходит процесс метафоризации в англоязычном профессиональном деловом дискурсе. Результатом проведенного исследования является вскрытие сущности метафоры не только как самостоятельного познавательного ресурса в бизнесе, но и как особого знака, выступающего конструктивной основой для бизнеса в целом, и доказательство того, что процесс метафоризации профессионального дискурса предоставляет особый алгоритм понимания социальных феноменов. Более того, авторы убедительно доказывают, что метафоры профессионального дискурса следует рассматривать как концептуальные фреймы, применяемые к организациям, чтобы способствовать пониманию, генерированию новых значений и обеспечению возможных изменений бизнеса и экономики. Авторы уделяют особое внимание профессиональным метафорам второго уровня, концентрируя внимание на их преимуществах перед конструктивными метафорами.

Ключевые слова: семиотика, метафора, знак, профессиональный дискурс, аксиология, познание, СМИ, бизнес-сообщество.

Для цитирования: Катермина В.В., Ширяева Т.А. Лингвосемиотические характеристики метафоры в профессиональном дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 47–58. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-47-58.

For citation: Katermina VV, Shiryaeva TA. Linguistic and Semiotic Metaphor Parameters in Professional Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 47–58. 
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-47-58 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*В.В. Катермина1, Т.А. Ширяева2
1Кубанский государственный университет,
350040, Российская Федерация, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149;
2Пятигорский государственный университет, 357532, Российская Федерация, Пятигорск, пр. Калинина, д. 9;
1ORCID ID: 0000-0001-9141-9867; 2ORCID ID: 0000-0001-5508-8407;
1Web of Science Researcher ID: L-2817-2017;
2Web of Science Researcher ID: A-4808-2019;
1Scopus Author ID: 57191404821;
2Scopus Author ID: 57200450177;
*e-mail: katermina_v@mail.ru


Список литературы:
1. Duizenberg M.R. Linguistic landscape: a cross culture perspective. Linguistics and Culture Review. 2020; 4(1). https://doi.org/10.37028/lingcure.v4n1.17
2. Hassan A. Language, Media, and Ideology: Critical Discourse Analysis of Pakistani News Bulletin Headlines and Its Impact on Viewers. SAGE Open. 2018; 8 (3). https://doi.org/10.1177/2158244018792612.
3. Heyvaert P., Randour F., Dodeigne J., Perrez J., & Reuchamps M. Metaphors in political communication. Journal of Language and Politics. 2020; 19(2): 201–225. https://doi.org/10.1075/jlp.17057.hey.
4. Sortheix F.M., Schwartz, Sh.H. Values that underlie and undermine well–being: variability across countries. European Journal of Personality. 2017; 31 (2): 187-201. https://doi.org/10.1002/per.2096.
5. Lakoff G, Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press; 1980. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226470993.001.0001.
6. Lakoff G. Ten lectures on Cognitive Linguistics. Leiden, The Netherlands: Brill, 2019. https://doi.org/10.1163/9789004325302.
7. Benamara F., Inkpen D., &Taboada M. Introduction to the special issue on language in social media: exploiting discourse and other contextual information. Computational Linguistics. 2018; 44(4): 663-682. https://doi.org/10.1162/coli_a_00333.
8. Ryabchenko N. A., Katermina V. V., Malysheva O. P. Political content management: new linguistic units and social practices. Church, communication and culture. 2019; Vol. 4, Issue 3: 305–322. https://doi.org/10.1080/23753234.2019.1664916.
9. Раздорская О.В., Цыбина Ю.Ю. Метафора в медицинском профессиональном общении // Балтийский гуманитарный журнал. 2019; 3(28): 341-344. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0803-0085.
10. Бурова Г.П. Лингвокультурный код современного фармацевтического дискурса и личность: Сognosce te ipsum! Вестник Пятигорского государственного университета. 2018; 2: 223-228. Доступно по: https://pgu.ru/editions/vestnik/detail.php?SECTION_ID=4779&ELEMENT_ID=272300&ysclid=.... Ссылка активна на 20.12.2022.
11. Shiryaeva T.A., Gelyaeva A.I., Alikaev R.S., Huchinaeva D.D., Toguzaeva M.R. A theory-driven framework for the study of language in business. XLinguae. 2018; 11(1): 82-90. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.08.
12. Forceville Ch. Metaphor in pictures and multimodal representations. The Cambridge handbook of metaphor and thought. Ed. of Gibbs RW, Jr. Cambridge: Cambridge University Press; 2008: 462-482. https://doi.org/10.1017/cbo9780511816802.028.
13. Продан Ю.П. Термины-фраземы и профессионализмы-фраземы в языке фондового рынка. Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». 2013; 6: 41-47. Доступно по: https://www.linguamgou.ru/jour/article/view/996/967. Ссылка активна на 20.12.2022.
14. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. 2007; 1: 19-35. Доступно по: https:// http://elar.uspu.ru/handle/uspu/2736?ysclid=ldbiykbric774972626. Ссылка активна на 20.12.2022.
15. Ли Ян. Метафора в когнитивной лингвистике // Вестник Башкирского университета. 2017; 2(22): 523-526. Доступно по: http://bulletin-bsu.com/archive/2017/2/44/. Ссылка активна на 20.12.2022.
16. Ионесов В.И. Слоева Е.А. Ускользающая красота как культурная реальность и опыт переживания. Аспирантский вестник Поволжья. 2020; 3-4(20): 55-62. https://doi.org/10.17816/2072-2354.2020.20.2.55-62.
17. Колесов И.Ю. Коммуникация в зеркале пространственной метафоры. Когнитивные исследования языка. 2020;https://elibrary.ru/contents.asp?id=44231530&selid=44231647 3(42): 624-629. Доступно по: https://nnov.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/266828046?ysclid=ldbjt7nigs327991996. Ссылка активна на 20.12.2022.
18. Чернявская В.Е., Горшкова Н.Э. Визуальная метафора в персуазивной коммуникации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021; 202: 175-182. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-175-182.
19. The Trump Effect. The Economist. Available at: https://www.economist.com/weeklyedition/2022-11-12. Accessed December 20, 2022.
20. The failure of FTC and Sam Bankman-Fried will leave deep scars. The Economist. Available at: https://www.economist.com/briefing/2022/11/17/the-failure-of-ftx-and-sam-bankman-fried-will-leave-de.... Accessed December 20, 2022.
21. Investors are becoming too optimistic about the world economy. The Economist. Available at: https://www.economist.com/leaders/2022/11/17/investors-are-becoming-too-optimistic-about-the-world-e.... Accessed December 20, 2022.
22. Indonesia is poised for a boom-politics permitting. The Economist. Available at: https://www.economist.com/briefing/2022/11/14/indonesia-is-poised-for-a-boom-politics-permitting. Accessed December 20, 2022.
23. Business. The Economist. Available at: https://www.economist.com/the-world-this-week/2022/11/17/business. Accessed December 20, 2022.
24. Giles Ch. What is the UK fiscal hole and what has contributed to it? Financial Times. 09.11.2022. Available at: https://www.ft.com/content/1772624e-735f-4de8-8202-65fc2334444f. Accessed December 20, 2022.
25. Tracking COVID across the world. The Economist. Available at: https://www.economist.com/graphic-detail/tracking-coronavirus-across-the-world. Accessed December 20, 2022.


Количество показов: 257

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх