Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач

УДК 81:159.955+37.025.7
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-22-32

Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач


Калашникова Л.В. /

Получена: 15.07.2019 Принята: 5.08.2019 Опубликована онлайн: 25.09.2019

Резюме: Статья посвящена исследованию роли метафорического мышления в процессе когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. Метафорическое мышление рассматривается как основа познавательной деятельности субъекта, т.к. позволяет субъекту осмыслить окружающую действительность, привлекая имеющиеся у него когнитивные структуры индивидуального опыта для интерпретации этой действительности и выстраивания новых смыслов. Результатом реакции на действительность является появление метафоры как способа разрешения противоречий, возникающих в процессе познания, и репрезентации знаний об окружающей действительности. На этапе наглядно-образного мышления особенно активно усваиваются нормы и правила поведения; закладываются основы абстрактного мышления. Специфическую форму деятельности сознания представляет воображение. Живое познавательное воображение тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности, в ходе которых субъекту приходится решать разнообразные познавательные задачи. Недостаток когнитивного опыта у субъекта порождает фантазию, позволяющую ему переключаться из фрейма в фрейм, устанавливая метафорические переходы-мостики, создавая яркие, необычные метафоры и облегчая адаптацию маленького исследователя к окружающему миру. Ребенок познает мир в игровой форме. Во время игры он воображает или моделирует ситуацию, возникающую при несоответствии видимого и смыслового поля. Игра с такой ситуацией есть не что иное, как игра по правилам, которые или принимаются, или отвергаются субъектом. В случае заинтересованности, ребенок принимает эти правила и полностью погружается в игру, в процессе которой он находит правильное решение, приобретая ценный когнитивный опыт.

Ключевые слова: когнитивная деятельность, метафора, метафорическое мышление, воображение, игра, наглядно-образное мышление, репрезентация, познание, фантазия, субъект

Для цитирования: Калашникова Л.В. Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 22-32. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-22-32

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 5427

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх